Омск
Вход
назад НАЗАД
Омск
Горячая линия:
8-800-500-72-75
Адреса и контакты в Омске
Ваш город Омск?
Да, сохранить Нет, изменить

Настенная мозаика: от появления до современного дизайна

Мозаика… Даже не зная значения этого слова, оно интуитивно ассоциируется с чем-то творческим и загадочным. А между тем, такое искусство, как создание мозаики очень древнее – самым первым мозаичным шедеврам, сохранившимся до наших дней, уже более 6 тысяч лет!

Так что же такое «мозаика»? В переводе с латинского языка, мозаика – это произведение, посвящённое музам. Такой поэтичный перевод оправдывает себя. Во все времена мозаичное панно считалось дорогим удовольствием, применение которого в интерьере могли себе позволить только царские особы. Мозаика – это узор или сюжетное изображение, выложенное из одинаковых или разных по форме и размеру фрагментов. За основу мозаики берётся смальта, камень или стекло. Из калейдоскопа мелких частиц мастера мозаичники собирают цельную картинку  и фиксируют её на поверхности специальным клеем или другим составом.

История развития мозаики

Прежде чем мозаика приобрела современный и привычный для нас вид, за свою тысячелетнюю историю она прошла несколько этапов развития технологии производства  и школ.

История искусства мозаики, как мы уже сказали, уходит в глубокую древность. Доподлинно неизвестно, как и где она появилась, но уже 4 тысячи лет назад в древних шумерских городах мозаичные фрагменты из обожжённой глины использовались для украшения храмов и дворцов.  В те времена части мозаики представляли собой «керамические гвозди» - палочки в форме конусов длиной до 10 см. Эти гвозди вбивались в стену, а изображение приобретало свои очертания благодаря скруглённым шляпкам этих гвоздей. Так появилась первая мозаичная техника – штифтмозаика. Треугольники, зигзаги и ромбы были основными узорами, которые можно было увидеть на мозаике.

Мозаичные украшения можно найти и в Древнем Египте в усыпальнице фараона Тутанхамона, а это XV век до нашей эры!

В античные времена распространение получили мозаичные рисунки из морской гальки. Сюжеты на мозаике стали более осмысленными: геометрический и растительный орнамент, мифологические существа, животные и фигуры людей.

К III веку до нашей эры (эпоха эллинизма) античные мастера совершенствуют мозаичную технику. В это время появляется способ подколки гальки и становится доступным цветное стекло. Такой метод позволил расширить цветовую мозаичную гамму и сделать изображения более живописными. Шедевром эллинистической мозаики принято считать картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Только представьте, изображение из полутора миллионов цветных каменных кусочков общей площадью свыше 15 квадратных метров. Изначально это было напольное панно, но в Национальном археологическом музее в Неаполе её выставляют как картину на стене.

В Древнем Риме такого понятия, как «мозаика» не существовало. Зато было распространено другое – литостроты. Так называли полы, украшенные мозаикой из гальки и мраморных осколков в термах, виллах и дворцах. А вот мелкие мозаичные частички стали называть «тессеры».

Расцвет и ключевой этап в развитии мозаичного искусства пришёлся на эпоху Византийской империи. История византийских мозаик начинается с появления смальты (цветного непрозрачного стекла). В это время стеклянные элементы мозаики становятся более мелкими, а примеси металлов в различных пропорциях позволили придавать стеклу различные оттенки. В византийских храмах с недостаточным освещением мозаичное панно выглядело достаточно тёмным. Чтобы усилить отражающую способность, под прозрачные мозаичные тессеры стали подкладывать золотую фольгу. Именно так появилась «золотофонная» византийская мозаика. В эту же пору фрагменты мозаики начинают выкладывать под небольшим уклоном, создавая переливы поверхности и эффект мерцания. Подобным образом начали оформлять купола, своды и другие криволинейные поверхности. Помимо золотого фона, в цветовой палитре мозаики появляются зелёные, синие, белые и красные оттенки. Византийские мастера работали и на территории Италии. Итальянский город Равенна в регионе Эмилия-Романья известен большим количеством византийских мозаичных шедевров. Панно украшают центральные храмы и церкви.

На Руси мозаичное искусство зародилось во времена принятия христианства. Мозаичная смальта привозилась в Киев прямиком из Византии, а к XI-XII веку в Киеве было наложено собственное производство цветной стеклянной смальты в соборе Святой Софии и Михайловском Златоверховском монастыре. Роскошь и величие мозаичного декора в этих храмах поражают. 177 оттенков смальты можно насчитать в мозаичной палитре собора Св. Софии.

Ещё один способ получения мозаики, пожалуй, самый сложный и кропотливый, стали применять флорентийские мастера. Они делали ставку на природное разнообразие и красоту натуральных драгоценных и полудрагоценных камней: малахита, агата, авантюрина и других. К XVI веку флорентийская мозаика стала одной из самых эффектных и колоритных техник декорирования. Её использовали не только для оформления стен, полов и сводов. В это время мозаикой начинают декорировать столы, дверные проёмы, каминные зоны, сундуки и шкатулки. В качестве сюжета в мозаичной технике изображались люди, животные и птицы, цветочные композиции и сложные библейские сцены.

В средние века в Европе в качестве мозаичных фрагментов стали применять раковины моллюсков. К XVIII веку в эпоху Рококо появилась мода на бисерную мозаику. Бисер укладывали по воску на картон, бумагу. Для создания рисунков использовали схемы, как для вышивания. С таким материалом работала немецкая мануфактура ван Зелова. В дальнейшем секрет их производства был утерян, до наших дней подобных работ сохранилось крайне мало. Во Франции в XIX веке мозаикой занималась компания «Emaux de Briare». Этот завод специализировался на производстве фарфоровых бусин, а затем и мозаики. Кстати, бриарская мозаика производится и сегодня.

Одной из самых значимых персон в мозаичном искусстве стал испанский архитектор Антонио Гауди, ставший отцом  необычной техники "тренкадис". В качестве частей мозаики он предлагал абсолютно всё – остатки керамической плитки, сколы посуды, бутылок, стекло. Тысячи фрагментов фиксировались на поверхности цементным раствором, создавая при этом оригинальные картины.

Мозаика пользовалась популярностью и очень востребованная сейчас в восточных интерьерах. Фасады и интерьеры ханских дворцов, палат, бань отличались особой эстетичностью, сложностью узоров и выразительностью цветов.

В России мозаичное искусство тесно связано с эпохой императрицы Елизаветы Петровны и М.В. Ломоносова. В мастерской Академии наук в Санкт-Петербурге в результате многочисленных опытов Ломоносов получал самые яркие зелёные и красные оттенки. Первые мозаичные картины Ломоносов создал совместно с учениками Рисовальной палаты – Мельниковым и Матвеевым. Самой известной мозаичной работой учёного стала картина «Полтавская баталия». С 1925 года эта мозаика красуется на верхней площадке главной лестницы в Академии наук на Васильевском острове. В конце XIX, начале XX  мозаикой мастерской Фроловых были декорирован иконостас Собора Спаса на Крови, Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости, Храм Христа Спасителя в Москве. Мастерская выполняла и частные заказы членов царской семьи и знати.

Если говорить о современном искусстве, то сейчас пользуется самобытная мозачная техника индейского племени Уичоли (Huichol). В основе техники лежит разноцветный бисер, которым украшаются глиняные и деревянные фигурки.  

Какие бывают способы укладки мозаики

Существует два вида набора мозаики – прямой и обратный. В случае прямого набора мозаичные элементы вдавливаются в грунт. При обратной технике набора мозаику собирают на ткани или бумаге и переносят на загрунтованную поверхность.

Техника укладки современной мозаики практически не отличается от укладки керамической плитки. Помимо самих элементов панно вам понадобится клей и затирка швов.  

Итак, способы укладки мозаики:

Современная мозаика в интерьере

На сегодняшний день производители декоративных отделочных материалов самые разные варианты интерьерной мозаики. Главное её отличие – материал.

Новая глава в истории мозаичного искусства

Абсолютно новый материал для оформления пространств получился в результате соединения традиционного мозаичного искусства с цифровыми технологиями.

Эксклюзивная мозаика  Fabrizio Roberto® от компании «ОРТОГРАФ» взяла всё самое лучшее от классической стеклянной мозаики, а современные технологии нанесения изображений позволили создавать поистине дизайнерские решения. Любой сюжет, узор, даже фотография могут быть исполнены в мозаичной технике с передачей мельчайших деталей. Помимо традиционных квадратных чипов, мозаику можно выполнить на ромбах и шестигранниках.

Мозаика  Fabrizio Roberto® обладает уникальными эксплуатационными свойствами. Она не боится высоких и низких температур, влажности и прямого контакта с водой. Это позволяет использовать мозаику с изображением в оформлении таких сложных зон, как ванные, санузлы, кухни,  сауны, фасады. Такое панно можно использовать даже в оформлении чаши бассейна! Изображение наносится на мозаичные чипы (тессеры, как их называли в старину) с внутренней стороны, что защитит его от царапин и прочих повреждений.

В монтаже дизайнерская достаточно проста. Мозаичные матрицы нанесены на сетку из стекловолокна, которые легко монтируются даже на изогнутые поверхности.

Хотите восхищать и удивлять своим интерьером? Уже сегодня Вы можете стать автором своего эксклюзивного дизайнерского мозаичного панно. Достаточно просто определиться с дизайном и обратиться в компанию «ОРТОГРАФ».

Создавайте интерьеры своей мечты

Все отделочные материалы для воплощения в жизнь вдохновляющих идей дизайна можно заказать в нашем интернет-магазине.

Выбирайте из огромного каталога готовых изображений от известных дизайнеров и знаменитых художников или создавайте собственные орнаменты. Наши консультанты помогут подобрать оптимальное решение по типу и площади помещения.

Перейти в каталог мозаики

Подпишитесь на рассылку ОРТОГРАФ
Будьте в курсе событий

Узнавайте первыми о новых коллекциях, акциях и скидках. Мы любим наших подписчиков и регулярно проводим закрытые акции только для получателей рассылки

Перетащите и отпустите изображение