Стиль интерьера Шинуазри
Искусство Китая всегда вызывало восхищение у европейцев, пользовалось особым интересом, стремлением понять и приобщиться к нему. Эта тенденция увлечения искусством Поднебесной началось ещё во времена «освоения» Китая западными миссионерами и купцами. Именно в этот период – XVII-XVIIIвв. у европейцев возрос интерес к восточной экзотической стране, её искусству, быту, обычаям.
Китайские товары очень высоко ценились европейцами: мебель с золотыми вставками, ширмы, фарфор, ткани.
Такую красоту могли позволить себе только высшие слои общества. Те, кому достаток позволял совершать дорогие траты, не скупились на приобретение китайских товаров в масштабах коллекций. Желание привнести экзотику Китая в широкие массы, подвигло европейских мастеров на подражание, копирование восточного стиля.
Именно в эпоху рококо зародилось такое направление европейского декоративно-прикладного искусства шинуазри.
«Шинуазри» или «китайщина» - это мечты европейцев о Поднебесной. Основа этого направления – это копирование, имитация и трансформация восточного искусства на европейский лад.
Наиболее сильно шинуазри проявлялся в оформлении интерьеров дворцов и знатных домов: шёлковые обои и роспись, декоративные панно, светильники, мебель, фарфор и скульптуры.
Стиль «шинуазри» привлекал своей игривостью, яркостью, экзотикой. Он наполнял пространство атмосферой праздника и мира, наслаждением жизнью, ну и конечно, демонстрировал богатство и роскошь.
Китайское оформление стало своеобразной декорацией к светской европейской жизни XVIII века – балам, маскарадам, званым событиям и тайным беседам. Сочетание чёрного, глубоких синих и зелёных, небесных и бордовых оттенков с золотыми и серебряными орнаментами и символами, верное значение, которых зачастую никто не знал, восхищали своей таинственностью и красотой.
Именно на примерах искусства в стиле шинуазри мы можем выявить основные методы художественной интерпретации:
- Оригинальные китайские произведения или хотя бы их часть помещались в рамы и обрамления, созданные по проектам европейских мастеров. Очень часто присутствует полное или частичное копирование китайских элементов, в том числе и символов, без полного понимания их смысловой нагрузки.
- Создание вариаций. За основу берётся один эталонный образец восточного декора, на основе которого создаются вариации с небольшими изменениями.
- Импровизация, выдумывание и выражение собственного видения китайского стиля.
Вторая волна тренда на «китайщину» пришлась на 20-30е годы ХХ века. В эпоху ар-деко европейцы щедро дополняли интерьеры золотыми декоративными элементами, расписным фарфором, плафонами. Особый интерес вызывали китайские садовые табуреты, похожие на барабаны. Европейцы использовали их в качестве тумбочек и столиков. Кстати, в современном интерьере они и сейчас смотрятся вполне гармонично.
автор:
Чубанова А.В.
искусствовед, дизайнер интерьера
руководитель отдела «Декор» «Центра дверей и паркета», г.Челябинск